Искусство 10 класс



Методические рекомендации
по написанию АНАЛИЗА ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИСКУССТВА.

Анализ произведения искусства можно и целесообразно начинать писать поэтапно, от простой формы к более сложной:
Ø  1 уровень – историко-биографический анализ (историческая обстановка, создание произведения, биография художника), в большей степени является описанием произведения.
Ø  2 уровень - сюжетно-композиционный анализ (как автор выражает тему произведения средствами сюжета, композиции, основных средств художественного образа).
Ø  3 уровень – психологический анализ, который в большей степени относится не к самому произведению искусства, а главному герою, образу того или иного художественного произведения. Задача исследователя составить психологический портрет главного героя, опираясь на основные средства создания художественного произведения, которые использует в данном произведении автор.
Ø  4 уровень – идейно-философский анализ (данный вид анализа – это попытка осмысления темы и главной философской идеи произведения)[1]
Когда учащиеся овладевают вышеназванными видами анализа произведения искусства можно остановиться на синтетической форме анализа произведения искусства.
Например, анализ живописного произведения.
Главная задача: определить и доказать к какому стилю или направлению относится произведение.
  1. Автор, название, время создания произведения.
  2. Принадлежность к культурно-исторической эпохе, художественному стилю или направлению; соответствие их требованиям.
  3. История создания живописного произведения и его автор. Какое значение оно имеет в его творчестве?
  4. Принадлежность к жанру: историческому, бытовому, батальному, портрету, пейзажу, натюрморту, интерьеру.
  5. Смысл названия. Тема, идея произведения.  Особенности сюжета и композиции.
  6. Основные средства создания художественного образа: колорит, рисунок, ритм, светотень, фактура, манера письма.
  7. Ваши впечатления от произведения живописи.

Данный анализ можно выполнять двумя путями: «дедуктивный» и «индуктивный». Название подходов (путей) условно, отражает логику структурных элементов анализа, их порядок и соотношение между собой.
   В случае «дедуктивного» подхода, задача определения принадлежности к тому или иному художественному явлению проходит через характеристику эпохи и стиля, особенностей творческой манеры автора средствами системы доказательств-аргументов: идея и тема конкретного произведения, истории создания, особенностей композиции произведения, определения жанра и места его в историческом контексте эпохи, особенностей средств создания художественного образа данного произведения (см. рис. 2).


Рис. 2

При индуктивном подходе вводное слово, или исходный посыл и система доказательств меняются местами (см.рис 3).
 Рис. 3.


[1] Тема – то, о чем идет речь в произведении; объект художественного изображения; круг явлений, привлекающих внимание автора.
Идея – основная мысль произведения о предмете или явлении, в нем описанном; то главное, что хотел сказать автор по поводу проблемы.
Сюжет – последовательность событий в произведений; система основных событий, действий и конфликтов.
Образ  – способ изображения действительности, результат художественного обобщения:   образ природы, образ родины, образ города,
Язык художественного   произведения – основное средство изображения картин жизни, художественных характеров, художественных образов, которое использует в своем творчестве писатель, совокупность изобразительно-выразительных средств и приемов воплощения идейно-эстетического содержания в художественной литературе.



2.      Анализ работы И.Босха "Воз сена"
3.      Презентация о художниках Северного Возрождения.
5.      "Визитная карточка" архитектора (архитектура Возрождения).
6.      Анализ произведения искусства Постренессансной культуры.
7.      Подготовка и проведение творческого турнира «Барокко – Классицизм – реалистические тенденции»

Комментариев нет:

Отправить комментарий