по написанию АНАЛИЗА
ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИСКУССТВА.
Анализ произведения искусства можно и целесообразно начинать писать
поэтапно, от простой формы к более сложной:
Ø
1 уровень – историко-биографический
анализ (историческая обстановка, создание произведения, биография
художника), в большей степени является описанием произведения.
Ø
2 уровень - сюжетно-композиционный
анализ (как автор выражает тему произведения средствами сюжета, композиции,
основных средств художественного образа).
Ø
3 уровень – психологический
анализ, который в большей степени относится не к самому произведению
искусства, а главному герою, образу того или иного художественного
произведения. Задача исследователя составить психологический портрет главного
героя, опираясь на основные средства создания художественного произведения,
которые использует в данном произведении автор.
Ø
4 уровень – идейно-философский
анализ (данный вид анализа – это попытка осмысления темы и главной
философской идеи произведения)[1]
Когда учащиеся овладевают вышеназванными видами анализа произведения
искусства можно остановиться на синтетической форме анализа произведения
искусства.
Например, анализ
живописного произведения.
Главная
задача: определить и доказать к какому стилю или направлению относится
произведение.
- Автор, название, время создания произведения.
- Принадлежность к культурно-исторической эпохе, художественному стилю или направлению; соответствие их требованиям.
- История создания живописного произведения и его автор. Какое значение оно имеет в его творчестве?
- Принадлежность к жанру: историческому, бытовому, батальному, портрету, пейзажу, натюрморту, интерьеру.
- Смысл названия. Тема, идея произведения. Особенности сюжета и композиции.
- Основные средства создания художественного образа: колорит, рисунок, ритм, светотень, фактура, манера письма.
- Ваши впечатления от произведения живописи.
Данный анализ можно выполнять двумя путями: «дедуктивный» и
«индуктивный». Название подходов (путей) условно, отражает логику структурных
элементов анализа, их порядок и соотношение между собой.
В случае «дедуктивного» подхода,
задача определения принадлежности к тому или иному художественному явлению
проходит через характеристику эпохи и стиля, особенностей творческой манеры
автора средствами системы доказательств-аргументов: идея и тема конкретного
произведения, истории создания, особенностей композиции произведения,
определения жанра и места его в историческом контексте эпохи, особенностей
средств создания художественного образа данного произведения (см. рис. 2).
При индуктивном подходе вводное слово, или исходный посыл и система
доказательств меняются местами (см.рис 3).
Рис. 3.
[1] Тема –
то, о чем идет речь в произведении; объект художественного изображения; круг
явлений, привлекающих внимание автора.
Идея – основная мысль
произведения о предмете или явлении, в нем описанном; то главное, что хотел
сказать автор по поводу проблемы.
Сюжет –
последовательность событий в произведений; система основных событий, действий и
конфликтов.
Образ – способ изображения действительности,
результат художественного обобщения: образ природы, образ родины, образ города,
Язык художественного произведения
– основное средство изображения
картин жизни, художественных характеров, художественных образов, которое
использует в своем творчестве писатель, совокупность
изобразительно-выразительных средств и приемов воплощения идейно-эстетического
содержания в художественной литературе.
2. Анализ работы И.Босха "Воз сена"
3. Презентация о художниках Северного Возрождения.
5.
"Визитная карточка" архитектора
(архитектура Возрождения).
6.
Анализ произведения искусства Постренессансной
культуры.
7.
Подготовка и проведение творческого турнира «Барокко
– Классицизм – реалистические тенденции»
Комментариев нет:
Отправить комментарий