четверг, 6 октября 2011 г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ ЭССЕ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ.

Эссе - самый высокий уровень сложности заданий по мировой художественной культуре. Эссе трактуется как «разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий, ассоциаций». Сочинение в жанре эссе требует от автора не только умения продемонстрировать определенную «сумму знаний», но и сделать акцент на собственных чувствах, переживаниях, отношении к тому, о чем он пишет. Для эссе характерны ярко выраженная позиция автора, искренность, эмоциональность изложения. Жанр дает право на субъективное изложение заявленной проблемы и свободную композицию. Критерии оценивания эссе, которые одновременно являются его основными элементами.

1. Формулировка проблемы на теоретическом уровне.
2. Обоснование собственной точки зрения (позиции, отношения) к предложенному высказыванию.
3. Корректное использование искусствоведческих понятий в контексте ответа.
4. Использование в качестве примеров-аргументов конкретных шедевров искусства.
5. Выдержанность художественного стиля изложения.

Первый шаг – это выбор эссе. Как правило, в качестве «тем» эссе предлагаются высказывания известных музыкантов, скульпторов, художников, общественных деятелей. Например:
- В сущности, нет ни прекрасного стиля, ни прекрасной линии, ни прекрасного цвета, единственная красота – это правда, которая становится зримой. О. Роден
- Когда я пишу картины, я чувствую себя сумасшедшим. Единственное различие между мною и сумасшедшим в том, что я не сумасшедший. С. Дали
- Пока автор жив, мы оцениваем его способности по худшим книгам; и только когда он умер - по лучшим. С. Джонсон
Когда тема выбрана, главное – вчитаться, вдуматься в тему, чтобы сформулировать проблему на теоретическом уровне, определить границы (пространство) темы, пути ее раскрытия.
Структура эссе логически вытекает из требований к нему. Поскольку эссе – это краткая форма изложения собственных мыслей автора по той или иной проблеме, то сама мысль выражается учащимся в виде тезиса . Но мысль всегда должна быть подкреплена аргументами-доказательствами. В данном случае это примеры конкретных произведений мирового искусства, периодов творчества художников, скульпторов, музыкантов, архитекторов; особенностей соотношения видов, жанров искусства во времени; особенности и примеры государственной политики в области духовной культуры общества и т.п. Раскрытие сформулированной на теоретическом уровне проблемы эссе целесообразно проводить через 2-3 тезиса, которые должны быть смысловыми отрезками, частями выделенной проблемы. Так же, целесообразно каждый тезис подкреплять 2-3 аргументами.
Таким образом, графически структуру эссе по мировой художественной культуре можно представить следующим образом:
Графическая схема эссе
Представленная структура эссе имеет «кольцевую композицию», так как вступление (авторское высказывание) и вывод (обращение к высказыванию автора, либо другому, но аналогичному) фокусируют внимание на проблематике темы, только во вступлении проблему ставят, а в выводе обращаются к собственной точке зрения, через призму высказывания.
Последним критерием и элементом эссе по мировой художественной культуре является выдержанность стиля изложения материала. Следует помнить, что эссе присущи эмоциональность и художественное изложение. Экспрессивность стиля – весьма неплохое качество письменной речи, выражающая индивидуальность автора.

Комментариев нет:

Отправить комментарий